Официальный сайт МБОУ СОШ №3 г. Ноябрьска

Добро пожаловать на официальный сайт школы №3

                                     г. Ноябрьск

              Телефон +7 (3496) 42-30-88     Телефон +7 (3496) 42-30-88

                                Телефон nojabrskschool3@mail.ru

Карта сайта Полезные ссылки
 
Здоровье школьника
Деятельность - Здоровье школьника
Автор: Администратор   
27.06.2017 20:40

Чтение и СДВГ у школьников. Проблемы обучения

Чтение и синдром дефицита внимания и гиперактивности у школьников. Почему я поставила рядом, связала союзом «и» эти два понятия? Казалось бы, зачем здесь союз «и»?

Предлагаю поразмышлять вместе. И следующий вопрос звучит так: «Что такое чтение?» Какие ассоциации вам приходят на ум? Постарайтесь долго не задумываться над ответом, назовите первые слова, возникающие в вашей внутренней речи.

Вот, что говорит нам лингвистика. Чтение – сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Представляет собой сложное взаимодействие между текстом и читателем, требует сосредоточения, концентрации, распределения внимания.

Теперь то же проассоциируем с понятием «СДВГ».

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка – состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. СДВГ является признаком неуравновешенной ЦНС, проявляется в нарушении поведения. Это нарушение является самой распространенной причиной проблем в учебе.   

Мы не будем здесь говорить о причинах и видах СДВГ у детей. Это обширная и сложная тема, требующая отдельной статьи. Поговорим в рамках нашей темы.

Из дневника школьника.

«Каждый день мама и я мучились с моими уроками. Стоило мне начать заниматься (например, читать), как мои мысли отправлялись бродить сами по себе. Мама то и дело одергивала меня, я старался собраться, но опять страницы растворялись и буквы прыгали перед глазами. Мне было жалко маму. Она говорила: «Ну, ты ведь не устал?!» или «Еще ведь не поздно, чтобы ты не мог сосредоточиться», или «Давай уже, читай! Сколько можно витать в облаках?!» Но я ничего не мог с собой поделать – хотелось лечь на стол или ерзать на стуле, или побегать и попрыгать. И так все время, даже с другими уроками… Борис Ильич, строгий такой доктор, сказал маме, когда мы были у него на приеме, что у меня какой-то синдром… активности, что ли?»

Родители делятся своими переживаниями:

«Ребенок может спокойно смотреть телевизор, а как нужно читать или делать другие уроки - дело лишь нескольких минут, а дальше одни трудности».

«Какую «суперскую» историю поведал Вовка на перемене перескажет в подробностях, а о чем учитель говорил на уроке, не помнит совсем».

Какие вопросы школьного обучения задает обеспокоенный родитель?

«Почему ребенок не может усидеть и 5 минут за домашним заданием?»

«Почему читая, пропускает буквы и слоги, вдобавок часто не может ответить на элементарные вопросы по прочитанному?»

«Как дальше-то будет учиться?»

«Есть ли шанс, что пройдет с возрастом?»

«А как школу-то мы закончим?»

Какие бы вы могли задать ассоциативные вопросы, если у вас есть такой живчик?

У такого ребенка повышенная возбудимость часто сочетается с трудностями в приобретении учебных навыков, в том числе чтения. Всё это на фоне двигательного беспокойства, неусидчивости, недостаточной целенаправленности деятельности, что ведет к школьной дезадаптации. «Невнимательный, неусидчивый», - слышат родители от учителей.

Чем дольше ребенок работает над учебной деятельностью, тем короче становятся продуктивные периоды и длительнее время отдыха – пока не наступает полное истощение. В этом случае у мозга есть два выхода: отдохнуть или переключиться на другую активную деятельность, в первую очередь двигательную.

Отметим специфику интеллектуальной деятельности ребенка с СДВГ и сделаем выводы: 5-10 минут произвольная продуктивная работа, по истечении которых происходит потеря контроля над умственной активностью, а затем в течение 3-7 минут мозг накапливает энергию и силы для следующего рабочего цикла. Ребенок выключается из работы до момента, пока его «батарейки» не перезарядятся.

И что же делать? Риторический вопрос.

Из записок школьника:

«Но вот как-то папа зашел в комнату, где мы с мамой только начали страдания над уроками, достал секундомер и сказал: «Начинай, посмотрим, сколько времени сможешь продержаться, не отвлекаясь». Оказалось – примерно 5 минут. Тогда папа вышел и вернулся с кухонным таймером в руках – такая крутилка на пружине, заводишь ее на какое-то время, и потом она звенит.

Так мы вместе быстренько определили, сколько читать могу за 5 минут, сколько написать за это же время, сколько примеров решить, и папа завел таймер. После звонка – отдых 5 минут, тоже по таймеру, - побегать, попрыгать, и «со свежей головой, руками и ногами» (сказал так папа) – опять за уроки. Через каждый час – большой перерыв на 20 минут.

Через пару дней я уже сам засекал время и дело пошло веселее, мне даже самому понравилось. Еще договорились, что если до 6 вечера все делаю, то иду гулять.

Слышал, как мама папе как-то сказала, что я стал более усидчивым. А я подумал, и правда, я же могу два листа по чтению прочитать, даже не ерзая на стуле.

И мама как-то спокойнее стала».

Как видите, это иллюстрация одного из «рецептов» по теме статьи. Да, в таких случаях родителям потребуются силы и терпение, но по-другому, увы, не получится без потерь в этом «сражении».

Осознавая, с чем ребенку приходится сражаться, когда он старается изо всех сил сконцентрироваться на выполнении задания, родитель может сказать: «Я понимаю, дорогой, это совсем тебе не интересно, не так ли?» и тем самым помочь ему больше раскрыться для участия и советов. Оречевлять то, что вы понимаете трудности, с которыми приходится сталкиваться ребенку для концентрации и сосредоточения внимания на виде учебной деятельности. Это еще один из трюков, которые используют родители таких живчиков.

Нужно учить ребенка, как помочь его мозгу проснуться перед выполнением домашней работы при помощи легких постукиваний пальцами по всей голове или мягкого массажа ушных раковин (при этом происходит стимулирование важных акупунктурных точек).

Еще одна идея заключается в том, чтобы попросить ребенка выполнить небольшую часть задания, а потом подпрыгнуть десять раз или походить туда-сюда по дому и лишь после этого продолжить занятия. Подобный перерыв поможет активизировать работу центральной нервной системы. Благодаря этому ребенок начнет проявлять больше внимания к тому, что он делает, и уже не будет воспринимать свою работу как пожизненную каторгу.

Важно подчеркнуть, что родители должны поддерживать ребенка, проявляя заботу и дружелюбие, объясняя, что они на его стороне, а не выступать с позиции противоборствующей силы.

Конечно, более широкая тема школьного обучения и СДВГ у детей действительно очень актуальная проблема сегодня. Но это уже тема для другого лектория.

 Н.Холодова, учитель-логопед


Об овощах

  Овощи — неотъемлемая часть рациона человека. Употребление овощей стало главным источником натуральных витаминов для человека. Когда мы едим капусту, кабачки, баклажаны, огурцы или помидоры в наш организм поступают все полезные элементы и витамины. А вы знаете, что в красном сладком перце больше всего витамина С, а в помидорах и петрушке большое количество каротина. Все овощи надо употреблять в свежем виде, потому, что только так они сохраняют свою полезность в полном объеме. Овощи используются для восстановления сил, улучшения самочувствия, укрепления организма. Овощи являются одним из самых полезных продуктов питания для детей и взрослых. Свою популярность они заслужили благодаря богатому набору питательных веществ, без которых невозможно нормальная жизнедеятельность организма.

  Об овощах есть несколько интересных фактов, о которых я хочу вам рассказать.

Факт №1.Картофель выращивали в садах как декоративное растение, дарили друг другу на праздники, варили из его ягод варенье, а употреблять в пищу стали намного позже. 

Факт№2. В Древней Греции лук считался священным овощем. Луковица считалась символом устройства Вселенной.

Факт №3. Долгое время помидор считался ядовитым растением. А на Руси томаты называли «бешеными ягодами».

Факт№4. Банан - это овощ. Объясняется это тем, что банан – это многолетнее травянистое растение. По определению, овощи – части травянистых растений. В общем, к фруктам его не отнесешь, так как фрукт - это плод растения, а овощи – это части травянистых растений.

Факт №5. Ананас – еще один продукт, из-за которого спорят специалисты. Во времена Екатерины II его использовали непривычным для нас образом, подавали ананас в уксусе, шинковали, как капусту, хранили в кадках и варили из этого борщ и щи.

Факт №6. Изначально дикая морковка была фиолетовой или белой. Оранжевая морковь появилась в ходе селекции - ее вывели голландцы в 16 веке.

  Ещё много нового и интересного можно узнать об овощах, но одно мы знаем точно, хочешь быть здоровым и красивым, кушай больше овощных культур.

Е.И. Ушакова, педагог-организатор

 

Что нужно знать о навыках письма

  Письмо - сложный координационный навык, требующий чёткой работы мелких мышц кисти, правильной координации движений всей руки. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

  Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к моменту поступления в первый класс в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Если к этому периоду мелкая моторика ребёнка была подготовлена к усвоению новых двигательных навыков, то навык письма у младшего школьника формируется правильно. Можно предполагать, что и почерк будет аккуратным. Если координационный механизм мелких мышц кисти недостаточно развит к моменту поступления в школу, то в процессе овладения навыком письма придётся исправлять неправильно сформированные старые навыки.

  Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.

  Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

  Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

  Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв.

  Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

  Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.

  Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Не менее полезными для младших школьников будут предлагаемые нами специальные упражнения по формированию кинетической основы двигательного акта письма.

Упражнения по формированию  кинетической основы двигательного акта письма

«Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.

«Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола,затем кулак или ладонь кладутся на стол.

«Шалтай - Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.

«Кошка - мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

«Пальчики - драгуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно пальцами друг о друга(начиная с большого пальца).

«Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

«Бинокль». 2, 3, 4, 5 пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным, сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.

«Человечки». Сжать кисть руки в кулак, выпрямить указательный и средний пальцы, поставить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выполняется пальцами правой или левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук при аналогичной работе указательного и среднего пальцев.

«Раки». Положить на стол ладони рук: правая рука - с сомкнутыми пальцами, левая - с разомкнутыми. Одновременно поменять положение пальцев рук.

Эти упражнения помогут развитию тонкой ручной координации движений.

Холодова Н.А., учитель-логопед

Речевые проблемы: причины и следствия

  Что происходит, когда родители замечают, что у ребенка про­блемы с речью? Ребенка ведут к логопеду, зная, что речевыми про­блемами занимается этот специалист. Однако ограничиться визи­том только к нему не совсем правильно. Прежде всего, необходимо проконсультироваться у врача, желательно, невролога. Для правильного речевого развития важно состояние нервной системыребенка. Речь — это высшая функция центральной нервной системы человека. Опыт показывает, что взаимодействие невролога и логопеда часто и обеспечивает эффективность в работе.

  При подозрении на патологию голосовых связок, ротовой, но­совой полости (например, гипертрофия миндалин, аденоиды, неестественно хриплый голос) невролог направит ре­бенка к отоларингологу. Проблемы с речью могут быть вызваны и тем, что у ребенка может быть нарушение слуха: не имея возможности четко воспринимать речь, он искаженно воспринимает слышимую речь. Сконцентрировав внимание, ребенок с такого рода проблемой что-то услышит, но либо в искаженном виде, либо не полностью, и смысл слов до него не дойдет, поскольку будет ча­стично потерян. Состояние слуха также определит отоларинголог. Иногда очевидно, что речевые проблемы у ребенка обусловле­ны задержкой психоречевого развития. Тогда ребенка обследуют детский психиатр и медицинский психо­лог

В представлении большинства людей неврология вообще и дет­ская в частности занимается тяжелыми больными. Часто родителей пугает само слово «невролог», так как до сих пор многие не знают и не понимают элементарных вещей, касаю­щихся здоровья их детей.В основе нарушений развития нервной системы ребенка лежат события, произошедшие во время беременности и родов. Если до этого условно нормаль­ные роды рассматривали как обычное физиологическое явление, то сейчас неврологи доказали, что даже минимальные осложне­ния влияют на дальнейшую судьбу ребенка, нарушают развитие его органов и систем, прежде всегонервной системы.Часто ЦНС плода и новорожденного страдает во время беременности матери и родов от недостатка кислорода (гипоксии), родовых травм, минимальных внутриутробных инфекций. И как раз эти дети потом находятся в группе риска по возникновению речевых нарушений.

  Родителям следует знать: сегодня в арсенале врачей есть множество средств, используемых в комплексном подходе в устранении речевых нарушений. Помимо медикаментозного сопровождения, это физиотерапевтические процедуры, ЛФК, лечебный массаж, специальные диагностические технологии,компьютерные программы.Лечение речевой патологии, и это надо понимать, предполагает весьма разнообразные подходы, и связь между ними не всегда оче­видна. Основное заблуждение состоит в том, что речь может «по­ставить» только логопед или дефектолог. Проблемы с речью возникают из-за поражения самых разных структур, большинство которых находятся в прямой сфере ответственности невролога.

Комплексный подход в устранении речевых проблем — залог успеха.

Холодова Н.А., учитель-логопедПричины «нелепых» ошибок в письменных работах учащихся

  В письменных работах учащихся начальных классов часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характера, например: пропуски букв и слогов, недописывание окончаний слов, внесение лишних букв или слогов в слова, перестановки букв или слогов, смешение букв или элементов букв и т.д.

  Нередко учителя объясняют наличие подобных ошибок неумением или нежеланием уче­ника сосредоточиться, недостаточным вниманием, небрежным отношением к работе. Таких учеников часто относят в разряд лентяев. Отмечая рассеянность и невнимание этой группы детей, учитель оказывается формально прав, но вывод он делает неверный.

  В основе возникновения стойких и повторяющихся «нелепых» ошибок лежат не лично­стные особенности ребенка, а серьезные объективные причины: несформированность психи­ческих и фонематических процессов, лексико-грамматической стороны речи и пр. Это не вина ребенка («может, но не хочет»), а его беда («хочет, старается, но не может»).

  У таких учащихся часто отмечаются нарушения слухового и/или зрительного внимания, восприятия и памяти, затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой.

  Современный урок включает разнообразные виды работ: ученики слушают объяснение учителя, отвечают на вопросы, самостоятельно выполняют задания, решают логические задачи и т.д. и т.п. Дети, у которых не сформировано умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не успевают за темпом урока, «застревают» на каком-то одном моменте и затем отключаются от последующего хода урока.

  При несформированности слухового внимания и памяти учащиеся испытывают зна­чительные сложности во время смены вида деятельности, с трудом удерживают в памяти ряд из 5-6 слов, затрудняются в воспроизведении предложения из 4-5 слов. Для них практически недоступным является письмо по памяти с опорой на слуховое восприятие. Ученики плохо воспринимают речь учителя, обращенную ко всему классу.

  Несформированность зрительного внимания, восприятия и памяти препятствует пра­вильному чтению. Дети допускают большое количество ошибок при списывании, затрудня­ются при нахождении ошибок во время проверки своей письменной работы, не умеют пользо­ваться таблицами, плакатами, образцами, данными на доске или в учебнике.

  При несформированности фонематического восприятия дети затрудняются в овладе­нии слоговым и звуко-буквенным анализом. В письменных работах таких учеников встреча­ется большое количество разнообразных ошибок: пропуски (например, вместо огромный город — «огромый горд»); недописывание букв и слогов (пилили — «пили»); наращивание слов лишними буквами и слогами (глубокая — «голобокая»); перестановки букв или слогов внутри слова (иногда — «игонда», дерево — «редево»); грубое искажение слов (на охоте — «на отух», вместо храбрый — «хабаб»); слитное написание слов (он влез на дерево — «онлеснадерва»); произвольное деление слов (вскочил на ветку — «ве кочилна ветку») и др.

 При несформированности фонематического слуха учащиеся затрудняются в различении фонем родного языка. На письме это проявляется в виде смешения букв по звонкости и глухости (прыгает — «прыкает», бабушка — «пабушка»), по акустико-артикуляционному сходству (пахучий — «пакучий», смешная — «шмесная») и др.

 При несформированности пространственного восприятия в письменных работах учеников довольно часто встречаются ошибки на смешение элементов некоторых букв, например, пъ — гъ, d— О- (потянул ветерок — «попинул вепирок», воду морщит,рябит — «воду моршит, ря-дип», летят быстро санки — «лепят дыстро санки»), U/ — и (муха — «миха» ) и др.

  При отставании в развитии лексико-грамматической стороны речи учащиеся затруд­няются в структурном построении предложения (вместо Черепаха дает Буратино золотой ключик — «Черепаха дает золотой Буратино ключик»).

  Неумение пользоваться грамматическими связями слов в предложении (согласованием и управлением) приводит к аграмматизму на письме, например: На полянках и пригорках уже зазеленела травка — «Наполянках и при горках зазеленело травка». Лексический запас у этой группы детей отличается бедностью и неточностью.

  Количественная сторона словаря ограничена обиходно-бытовыми рамками, к примеру, уче­ники 2-го класса, не зная слово баклажан, заменяют его словом синенький, крупу называют кашей, слово янтарь ассоциируют с названием плавленого сыра «Янтарь», слово газон заме­няют словом трава.

  Нарушение качественной стороны словаря заключается в неумении правильно изменять слова, образовывать новые слова. Так, вместо слова стулья дети могут сказать «стулы», вме­сто ведерко — «маленькое ведро». Словами «большая рука», «большая нога» они заменяют слова ручища, ножища; действия, называемые словами подгребает, сгребает, выгребает, могут назвать одним словом «грабит».

  Ученики 1-го и 2-го классов испытывают серьезные затруднения при образовании прила­гательных от существительных и допускают большое количество ошибок даже при опоре на данный логопедом образец (шерстяной — «шёрстный», мясной — «мясный», кожаный — «кожный» и т.п.).

  Это причины, лежащих в основе специфического нарушения письменной речи (дисграфии) учащихся. Эти же причины могут являться серьезным препятствием в усвоении учениками некоторых грамматических правил.

  При несформированности слухового восприятия дети заучивают правило, но не могут ис­пользовать его при письме. Некоторые ученики не слышат ударную и тем более безударную глас­ные, поэтому затрудняются в подборе проверочных слов. Так, к слову потянул подбирают про­верочные слова «потянули», «тянули», «тянул»; к слову трава— «травина», «травиночка» и т.п. При несформированности фонематического слуха ученики тоже допускают ошибки при подборе проверочных слов. К словам столб, таз называют слова «столпик», «тасик».

  Кроме того, правильному выбору проверочного слова мешает бедность словарного за­паса, отсутствие языкового чутья. С одной стороны, у детей просто не хватает слов, а с другой — они в качестве проверочных вместо родственных однокоренных слов используют близкие по звучанию слова, например: весло — «веселится», известил — «весна», шиповник — «шипучка» и т.п. Знание правил этим детям не помогает.

И в этом случае для устранения таких специфических ошибок необходима системная работа под руководством учителя-логопеда.

Холодова Н.А., учитель-логопед

 Дизорфография у младших школьников

  Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности не только определенных речевых, но и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

  Нередко у младших школьников наблюдается несформированность усвоения орфографических знаний, умений и навыков - дизорфография. Дизорфография является стойким и специфическим нарушением, обусловленным недоразвитием ряда неречевых и речевых психических функций. Это нарушение письмапроявляется в разнообразных и многочисленных орфографических ошибках.

  Исследователи, анализируя уровень овладения орфографическими навыками у детей с таким нарушением, отмечают следующее:

  1. Дети могут добросовестно выучить правила, но не будут иметь реальной возможности применить их на практике. Дети, не владеющие морфологическим анализом слов, оказываются не в состоянии усвоить правописание приставок и предлогов, так как не умеют выделить их в речевом потоке и отличить друг от друга.
  2. Дети имеют бедный словарный запас и недостаточно точное понимание значений слов, не улавливают смысловой связи между родственными словами. Проверочные слова подбираются такими детьми чисто формально и чаще всего невпопад. Этим и объясняется невозможность применения на практике даже хорошо выученных учащимися правил.
  3. Дети не владеют грамматическими нормами языка. Для таких детей характерны многочисленные ошибки в окончаниях слов, это свидетельствует о неумении учащихся согласовывать слова между собой.

  Симптоматикадизорфографии (характерные ошибки и затруднения) у младших школьников носит полиморфный характер.

  Она проявляется в особенностях их личностного и интеллектуального развития. У детей с трудом формируются способы продуктивной учебно-практической деятельности, адекватное отношение к своим способностям и результатам выполненной работы.

  В дальнейшем это приводит к неуравновешенности, беспечному отношению к учебе. Указанные характеристики определяют уровень развития самосознания школьников с дизорфографией. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками у детей данной категории отмечаются определенные особенности процесса протекания операций словесно-логического мышления, памяти и внимания.

  Выявлено резкое снижение тонуса познавательной активности в целом, и особенно в сфере языковых явлений. Для таких детей характерна слабая целенаправленность учебно-практической деятельности, что выражается в повышенной отвлекаемости и импульсивности. Уже при встрече с первыми орфографическими задачами школьники с дизорфографией стараются избежать волевого напряжения.

  Для устранения дизорфографии необходима системная работа под руководством учителя-логопеда.

Холодова Н.А., учитель-логопед

Гиперактивный ребенок. Трудности обучения

«Гиперактивный ребенок» - это тот ребенок, за которым уследить, управлять словами или как-то сдерживать практически невозможно. Обучить гиперактивного ребенка чему-то очень сложно, т.к. усидчивость у таких детей сведена к нулю. А обучение в школе, конечно, является сложной задачей: он не может усидеть на месте, когда это требуется, чрезмерно разговорчив, выпаливает ответы, невнимателен.

Как не создать ситуацию «неудач, рождающих новые неудачи»? Важно отметить, что большинство гиперактивных детей имеют хорошие интеллектуальные способности, но во время занятий и уроков им сложно справиться с заданиями не потому, что они не способны их выполнить, а потому, что испытывают трудности в организации деятельности. Поэтому в этом трудном деле «обучении» необходимо научиться общаться со своим непоседой. Вот некоторые рекомендации:

  • Не допускайте (никогда, даже в критических ситуациях) грубость, унижение достоинства, злость. Выражения типа «Терпеть не могу больше», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день, бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
  • Не разговаривайте с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).  Говорите с ребенком спокойно, без раздражения. Речь должна быть четкой, неторопливой, инструкция (задание) ясной и однозначной.
  • В ходе занятий  можно использовать систему четких и коротких указаний: «Слушай, запомни, не торопись, подумай». Целесообразнее говорить: «Давай внимательно посмотрим», «Попробуем сделать еще раз», «Уже лучше, я знаю, у тебя все получится», – и т.п. Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.
  • Оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно, хорошо, обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить.

Стоит по возможности обратиться к специалистам – педиатру, неврологу, психологу.

Холодова Н.А., учитель-логопед

Современные методы коррекции речи и функционального состояния у обучающихся с заиканием в логопедической работе

На базе нашей школы функционирует логопедический кабинет для обучающихся с заиканием. Помимо традиционных логопедических методов и приемом в коррекционной работе используется компьютерная технология «Тренажер БОС – логотерапевтический». Технология биологической обратной связи разработана «Институтом биологической обратной связи» г. Санкт-Петербург А. А. Сметанкиным и соавторами. Этот метод коррекции речи и функционального состояния человека в последние годы как у нас в стране, так и за рубежом, получил широкое распространение. Оздоровительный эффект инновационной методики заключается в синхронизации работы двух самых важных (ведущих) систем нашего организма — сердечно-сосудистой и дыхательной. Современные технологические средства сделали доступным возможность освоить навык диафрагмально-релаксационного дыхания детьми любой возрастной группы.

Целью методики является формирование, совершенствование и коррекция речи и функционального состояния у детей дошкольного, школьного возраста и взрослых по методу биологической обратной связи с максимальной дыхательной аритмией сердца.

Задачи методики:

1. Формирование диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца как нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния организма;

2.Обеспечение оптимального гомеостаза организма;

3.Оптимизация работы кардио-респираторной системы;

4.Улучшение мозгового и периферического кровоснабжения;

5.Включение резервных возможностей организма;

6.Купирование общеневротических и логоневротических проявлений;

8. Устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения вне речи и во время нее;

9. Налаживание речевого синергизма (координация работы речеобразующего аппарата: дыхания, артикуляции, голосоподачи на равномерном выдохе);

10. Формирование и развитие новых речевых навыков, нового речевого и поведенческого стереотипов и нового функционального состояния в целом;

11. Обеспечение оптимальной физиологической и энергетической цены речи и ее компонентов;

12.Профилактика нарушений голоса и речи;

13.Оптимизация реабилитационного процесса на пути восстановления голоса и речи;

14.Развитие высших психических функций;

15.Развитие волевых качеств личности;

16.Активное участие пациента в реабилитационном процессе и процессе саморегуляции;

17.Оздоровление организма в целом.

В работе логопедического кабинета для обучающихся с заиканием метод «БОС – логотерапевтический» успешно применяется с 2013 года. Под контролем данной компьютерной программы у обучающихся с заиканием формируется диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлиненным равномерным плавным выдохом, который затем используется для формирования нового динамического стереотипа речевого дыхания, речи и поведения.

Применение логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи позволяет решить две основные и важные для специалиста и обучающегося с заиканием задачи. Во-первых, отказаться от присущего патологического стереотипа дыхания, речи и поведения, что сделать только традиционными методами крайне сложно, и, во-вторых, сформировать новый стереотип дыхания, речи и поведения, который соответствует индивидуальной норме или максимально приближен к ней.

На основании проведенного анализа результатов по применению логотерапевтического компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи у обучающихся с заиканием 1 – 10 классов отмечается устойчивая положительная динамика со стороны речи и функционального состояния в 85-ти% случаев. Общее количество обучающихся с заиканием, допущенных к занятиям после объективного обследования специалистами (неврологом, кардиологом) и прошедших основной курс, составило 75 человек. Отрицательные результаты отсутствуют. Таким образом, получен положительный опыт работы, подтверждающий целесообразность применения данного метода в коррекции заикания. Он оптимизирует реабилитационный процесс, повышает результативность и эффективность работы.

Логотерапевтический компьютерный комплекс для коррекции речи методом биологической обратной связи позволяет наблюдать:

1.устранение избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения;

2.положительную динамику со стороны высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления);

3.активизацию волевых качеств личности обучающихся с заиканием (активности, сознательности, целеустремленности, усидчивости, работоспособности);

4.расширение резервных и адаптационных способностей организма, улучшение вегетативных функций организма.

5.умение обучающихся с заиканием применять навык диафрагмально-релаксационного

дыхания для устранения избыточного функционального, психоэмоционального и

мышечного напряжения в окружающей социальной среде.

Метод коррекции речи и функционального состояния человека – высокоэффективный немедикаментозный способ реабилитации детей с логоневрозами.

Холодова Н.А., учитель – логопед 

 

Как предупредить школьный невроз?

Если ученику по каким-либо причинам не хочется идти в школу, говорят о школьном неврозе. Начинается он постепенно. Ребенок просыпается с неохотой, собирается медленнее, чем обычно, ищет предлог задержаться дома. Родителям приходится его подгонять. Эти явления могут на какое-то время даже исчезнуть, а потом появятся новые симптомы — начинаются жалобы на боль в животе (наиболее частая невротическая реакция), головную боль. Характерно, что такое бывает лишь в дни, когда надо идти в школу, и, как правило, не наблюдается в выходные. Если ребенка оставить дома, его самочувствие через непродолжительное время полностью нормализуется. Вывод ясен — идти в школу не хочется. Что же делать родителям в таком случае?

Прежде нужно понять, что возникла проблема, которую сам ребенок разрешить не способен, и ему надо помочь. Жалобы на боли, недомогание начинаются только при мысли о школе, это не симуляция. Тогда что же? Известно, что человек воспринимает (или ощущает) различные раздражители определенной силы. Она имеет свою величину — порог восприятия. Это относится как к слуховым, световым раздражителям и запахам, так и к ощущениям, которые возникают при работе внутренних органов. У большинства людей пороги восприятия примерно одинаковы, но их величина может меняться в зависимости от психического состояния, настроения человека, а также и от стоящей перед ним задачи. К примеру, на охоте или в разведке у человека обостряются слух и зрение — то, что наиболее важно для данной ситуации. Подобное может происходить и при возникновении какого-либо препятствия, которое человек преодолеть не в состоянии, и связанного с этим напряжения.

У ребенка, которому не хочется идти в школу, но идти приходится, возникает психологическое напряжение, одним из следствий которого является обостренное восприятие раздражений (снижение порога восприятия). Это относится к раздражениям, которые приходят не только из внешней среды, но и внутренней — от самого организма. Дело в том, что работа органов всегда сопровождается некоторыми ощущениями (сокращение и расслабление сердца или стенок кишечника — перистальтика). Здоровому человеку это нисколько не мешает — ощущение от работающих органов ниже порога восприятия. Если же величина порога снижается, человек начинает ощущать, как работают его собственные органы, и эти ощущения могут быть неприятными и даже болезненными.

Именно так происходит при школьном неврозе. То, что чаще болит именно живот, понятно, поскольку как раз живот доставляет детям немало неприятностей. Причина в постоянной перистальтике кишечника, возможном скоплении газов и т.д. Стоит снизиться порогу восприятия, и все это начинает ощущаться как боль. Но это еще не невроз, а невротические реакции. Если вовремя не устранить причину этих реакций, то они могут учащаться и сформировать целый невротический комплекс. В результате проявляются такие черты, как тревожность, мнительность, неверие в свои силы, обостренное «вслушивание» в себя. Если подобная реакция возникает при любой необходимости сделать усилие — это и есть невроз. В зависимости от типа центральной нервной системы у одних детей появляется возбуждение, у других — апатия.

Все, что сказано выше, относится к вполне здоровым детям: при определенном стечении обстоятельств невроз может появиться у каждого. Но с нарушением функций центральной нервной системы он развивается особенно быстро и при меньшей силе неблагоприятных факторов. Нередко каких-либо серьезных болезненных сдвигов у детей нет, но при внимательном наблюдении кое-что заметить можно. Это повышенная возбудимость (расторможенность), быстрая утомляемость, снижение уровня внимания.

Как же не допустить школьный невроз или преодолеть его? Надо сделать все возможное, чтобы учеба стала ребенку в радость, не пропало желание посещать школу. Выделим несколько факторов, которые позволят исключить развитие школьного невроза.

Прежде всего, это каждодневное внимание родителей и учителя. Важно, чтобы использовалась любая возможность похвалить ребенка. Следует поддерживать, поощрять даже самый малый успех школьника и делать это своевременно. Обратите на это внимание. А может быть, ваш ребенок боится учительницы из-за ее громкого или излишне строгого голоса? Или ему не хватает сил выдерживать учебную нагрузку и его настроение портится по этой причине? Все это необходимо обязательно выяснить. Отношение учителя к ребенку во многом определяется тем, как сложатся с учителем ваши собственные взаимоотношения. Не жалейте усилий для того, чтобы они стали доверительными и взаимно доброжелательными.

Нужно знать еще одно обстоятельство: отмечая и поддерживая малейшие улучшения в учебе, вы укрепляете стремление ребенка к учению. Именно это — главное! Если же дело доходит до критики, отметьте, что он сделал «хуже, чем мог бы», но не прибегайте к оценкам типа «плохо», «очень плохо». В любой, даже отрицательной оценке должно проявляться уважение и доверие к ребенку. Кроме того, смысл оценки надо обязательно разъяснить.

Что еще может принести радость в школьной жизни? Конечно, дружба с одноклассниками, общие дела и интересы. Важно всячески способствовать этому. Сам процесс обучения может доставить радость школьнику. Научите ребенка сравнивать то, чему он научился, с тем, что он мог делать некоторое время назад. Храните, например, его старые тетради и вместе обсуждайте пройденный путь. Если такую привычку удастся выработать, то школьник всегда будет стремиться к новым достижениям. А способность эмоционально переживать сам факт успешно выполненной работы повышает уверенность в своих силах.

Как же все-таки быть, если в момент сборов в школу ребенок начинает жаловаться на какое-нибудь недомогание? Проконсультируйтесь с врачом. Если вы убедились, что серьезных причин для жалоб нет, а есть только нежелание идти в школу, — оставлять ребенка дома не следует. Тогда он уже не будет так сосредотачиваться на своих болезненных ощущениях. В противном случае возникнет и укрепится рефлекторная связь между болями и сбором в школу, и жалобы будут лишь усиливаться. Постарайтесь поднять настроение ребенка перед школой. Это может быть забавная история, шутка, напоминание о приятном событии, к примеру, интересной поездке куда-либо.

В физиологии высшей нервной деятельности существует специальный термин — подкрепление. Похвала учителя или родителей — это и есть подкрепление. Получив его, ребенок будет стараться и дальше. Если же одобрения нет, то угасает и интерес к этой деятельности. Это так понятно, ведь мы и сами вовсе не стремимся продолжать дело, которое приносит одни неприятности.

Холодова Н.А., учитель - логопед

Адаптация к школе

Отзвенел первый звонок, спрятана в шкаф парадная форма. Начинаются школьные будни. Первые учебные недели особенно сложны для вчерашних дошкольников. Ведь это только в песне легко: «Называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут». На самом же деле потребуется немало усилий и времени, чтобы ребенок адаптировался к школе и понял, что такое быть учеником, быть первоклассником.

Как отмечает наш постоянный собеседник, академик РАО, директор Института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Михайловна Безруких, приход в школу - это коренное изменение всего уклада жизни ребенка. Это новый режим, новые требования, новые условия жизни, новые отношения и, конечно же, принципиально новый вид деятельности. Самостоятельно справиться с проблемами этого непростого периода ребенку не под силу. И здесь как никогда ему потребуется поддержка, помощь и понимание родителей.

Что же можно сделать, чтобы процесс школьной адаптации прошел мягко и относительно безболезненно? Именно об этом мы и попросили сегодня рассказать Марьяну Михайловну. Подробнее

Сколько можно учиться?

Сегодня среди выпускников российских школ только 3% здоровых детей. Три человека из ста! В среднем – один ученик на класс.

Это показали исследования Научного центра здоровья детей РАМН. Причем здоровье ребят резко ухудшается именно за годы обучения. Три самые распространенные болезни школьников – близорукость, гастрит, искривление позвоночника. Что родители могут сделать, чтобы изменить положение? Подробнее

Компьютер - мясорубка для информации. Компьютер - это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему обращается. В.Г.Кротов
Одной из проблем современного информационного общества являются новые для педагогики проблемы - игромания и компьютерная зависимость. Это увлечение компьютерными играми, интернет - технологиями, игровыми автоматами, азартными играми. Игромания - увлечение или болезнь? Психиатры утверждают – игромания  лечится, но бороться с зависимостью нужно на ранней стадии. Болезнь начинается с привязанности к компьютерным играм, которая превращается в патологию.
Игра - это взаимодействие. И не важно с кем: с людьми, компьютером или же с самим собой.
Критерии, определяющие начало компьютерной зависимости.... Подробнее
 

Условно данные факторы можно разделить на 3 группы:

  • внутрисемейные;
  • социальные (подростковая среда);
  • личностные.

Давайте попробуем проанализировать их подробнее.

  1. Невозможность войти в мир взрослых без борьбы. Отсутствие принятия со стороны значимых взрослых и, в первую очередь, родителей (см. тест для родителей (профилактика зависимого поведения ребёнка) и тест PARI (диагностика детско-родительских отношений).
  2. Резкое падение самоуважения при противодействии семьи и школы в реализации новых взрослых возможностей подростка.... Подробнее

 Практические советы для тех кто хочет преодолеть заикание

Лечение заикания – это сложный и трудоемкий процесс. Он потребует от тебя умения сделать над собой усилие. Зато, если есть цель, достичь ее – большое счастье.

Несколько советов:

1. Очень важно точно и последовательно выполнять все обязательные упражнения и рекомендации.

2. В процессе занятий необходимо выработать навыки самоконтроля дыхания, артикуляции, темпа, ритма речи и контролировать себя в повседневной жизни.

3. Проанализируй причины своих жизненных трудностей и связанных с этим волнений. Не упускай из виду того, что при желании всегда можно найти выход из трудного положения, отделив несущественное от существенного.

4. В ходе занятий и дальнейшем стремись к тому, чтобы в повседневной жизни чувствовать себя спокойно, уверенно и уравновешенно.

5. Не считай заикание основной причиной своих жизненных трудностей.

6. Не пытайся сделать «секретом» свои речевые особенности, не скрывай, что лечишься от заикания. Не стесняйся обратиться к психологу, если потребуются его рекомендации и полезные советы.

7. Иди по жизненному пути «без оглядки на заикание» - не изменяй своих жизненных планов и стремлений. Иди к своим мечтам.

8. Во время занятий будь активным, терпеливым, собранным и целеустремленным: только упорная работа и самоконтроль может привести к исчезновению судорожных запинок.....Подробнее

 Заикание появилось.

Что делать?

(практикум поможет проконсультировать родителей в свежих случаях возникновения заикания)

Заикание — одно из самых распространенных расстройств детской речи. На планете заикается каждый пятидесятый ребенок. Чаще всего заикание возникает в возрасте 3—5-ти лет, когда малыш начинается усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется словарный запас, совершенствуется фразовая речь. На фоне имеющегося органического заболевания центральной нервной системы, инфекционного заболевания, психической травмы (испуг), эмоционального стресса, наследственной предрасположенности нарушается согласованная работа органов дыхания, голосоведения и органов речевого аппарата. Это связано с нарушением слаженной работы полушарий головного мозга. Феномен заикания состоит в том, что вне речи судорог, как правило, не наблюдается. Родители, заметив запинки у ребенка, впадают в отчаяние, превращают это в настоящую трагедию. Тем самым они преждевременно привлекают внимание ребенка к речевому нарушению, что, в свою очередь, не только усугубляет заикание, но и способствует невротическому развитию личности. Начальный период проявления заикания называют «инициальным заиканием».

Какие меры нужно принять в первую очередь:

1.Обратиться за консультацией к специалистам: логопеду, детскому психологу, детскому неврологу или детскому психиатру. В большинстве случаев их помощь необходима. Причем, чем раньше родители обращаются, тем положительнее прогноз.

2.В пределах разумного, конечно, снять с ребенка домашние запреты и ограничения.

3.Готовьте ребенку только любимую еду (ее можно готовить и вместе с ним) и не заставляйте его есть то, чего он не любит. Еда должна приносить удовольствие и вызывать у ребенка только положительные эмоции. Это тоже расслабляет.

4.Наладьте режим дня; больше ходите и гуляйте в спокойных, малолюдных местах; можно кататься на велосипеде; запишитесь на плавание. Тогда у вашего чада будет крепкий, здоровый сон.

5.Необходимо ограничить собственную речь ребенка. Но это сделать не так уж легко. Для этого много говорить должны родители (речь взрослых должна опережать возможные вопросы ребенка). Родитель комментирует все действия и события, которые происходят или произойдут в ближайшее время. Это ребенка тормозит, притупляет и ограничивает речевую мотивацию. У ребенка нет вопросов и, как следствие, нет потребности вступать с вами в диалог. У ребенка должна быть предсказуемая жизнь.

6.Ограничиваем все внешние контакты (сами в гости не ходим и никого к себе не приглашаем). Ребенок нуждается в теплой, спокойной, семейной обстановке.

7.Долой все новые впечатления, даже если вам хочется порадовать ребенка - лучше от таких походов какое-то время воздержаться. Слишком бурные, пусть даже положительные эмоции в данном случае не нужны. Всё должно быть ровно, без каких- либо положительных или отрицательных всплесков.

8.Просмотр телепередач: мультфильмы и детские передачи только с хорошим концом - новые или те, которые ребенок любит смотреть довольно часто.

9.Но и самое главное! Вам нужно перевести ребенка на замедленную речь. Для этого сначала вся семья начинает говорить на порядок медленнее, короткими и понятными фразами, употребляя простые, знакомые ребенку слова. Ваша речь должна быть четкой, ясной, лаконичной. Дети подражают речи окружающих взрослых и, спустя какое-то время, вы увидите, что ребенок начал включаться в этот процесс, подражая вашей неторопливой, размеренной и четкой речи.

Что делать категорически нельзя:

1.Прежде всего, не паниковать! Ни в коем случае нельзя показывать свою озабоченность по поводу заикания и даже употреблять при ребенке само слово «заикание».

2.Нельзя требовать от ребенка плавной речи, стыдить и наказывать его, сообщать, что он «сказал плохо», и не настаивать, чтобы он повторил фразу «правильно». Никогда не просить вдохнуть побольше воздуха, а потом говорить. Вдох должен быть рефлекторным, неосознаваемым. И, конечно, недопустимы передразнивания и насмешки.

Как правильно организовать свободное время ребенка.

Большую часть времени занимайте занятиями, которые не требуют развернутой речи. Режим ребенка нужно организовать так, чтобы необходимость в речи почти не возникала. Это, конечно, трудно, но возможно. Можно играть в настольные игры, вытаскивайте из дальнего угла мозаику, лото, домино, пластилин, глину. В каждом доме есть конструктор. Строить, разрушать, восстанавливать — замечательная возможность для ребенка учиться владеть ситуацией и принимать решения. Эта простая последовательность действий — построил-сломал, дает ребенку ощущение контроля и предсказуемости, помогает справиться со страхами, проявить естественную агрессивность в безопасной игровой ситуации. прекрасно подходят занятия рисованием. Так ребенок сможет наиболее полно выразить свое эмоциональное состояние, и вам будет над чем подумать. Только не надо поправлять его и учить рисовать «правильно». Многие дети говорят без запинок с игрушками, животными, маленькими детьми. Не запрещайте такую речь. Вы можете делать обычные рутинные домашние дела вместе с ребенком. Играя в одиночестве, ребенок озвучивает свои действия, но, как правило, не заикается.

Холодова Н.А., учитель - логопед

 

Выборы 9 сентября

Министерство образования и науки РФ

ВсОШ

Независимая оценка качества образования

На сайте можно оставить отзыв или пожелания по улучшению работы МБОУ СОШ №3

Живем на Севере

 

Проголосуй за наш сайт

 

Версия для слабовидящих